Культ животных

Культ животных
   различные формы религиозно-магических действий, связанные с почитанием животных; комплекс обрядов и поверий, основанный на сакральном отношении к представителям фауны.
   В чистом виде К. ж. проявляется в тотемизме, в производственной магии скотоводов и в почитании свящ. животных представителями разных религ. направлений. В верованиях славян-земледельцев К. ж. не был достаточно развит, хотя мн. обряды и поверья свидетельствуют о культовом отношении к нек-рым представителям фауны. Особая роль у языческих славян отводилась коню как атрибуту языческих небесных божеств, как существу, связанному с иным миром и способному воздействовать на плодородие. Конскими праздниками считались первая суббота Великого поста, Юрьев день и день памяти Флора и Лавра. Источники говорят о конях, предназначавшихся для обрядов гадания (храм Святовита у балтийских славян) и жертвоприношения (Конь-остров на Ладожском озере). Сакральная роль отводилась коню в погребальном ритуале как проводнику на тот свет, а также при «вождении кобылки» (обычай ряженья коней) в пережиточной традиционной обрядности святок, русальной недели и Ивана Купалы. Однако во всех случаях объектом культового почитания и ритуальных действий был не конь, как таковой, а символизировавшийся конем сакральный объект природы: солнечный небесный огонь. Это же значение закрепилось за фольклорным образом коня, к-рый наделялся одновременно и сверхъестественными, и человеческими свойствами. Известны случаи обрядового захоронения павшего коня. В дохрист. и двоеверную эпохи (8 -13 вв.) на круглые подвески ритуальных ожерелий наносили крестовидные знаки, обозначавшие солнечный огонь, или синонимичный им облик коня. Изображения солнечных коней входили в состав амулетов, с к-рыми связывались надежды на покровительство и благополучие. Образ коня в пластике тождествен обожествлявшемуся солнцу.
   Культовое значение имели также козел, овца и баран.
   Шкуры и маски этих, считавшихся чистыми, животных широко использовались в святочной обрядности, связанной с заклинанием благополучия. По народным представлениям овечья шерсть наделялась свойством оберега, способного предохранять от нечистой силы. Козлу из-за присущей ему плодовитости приписывалась сверхъестественная способность воздействия на плодородие. Однако и обряды вождения козы и козла («Где козел ходит, там жито родит») не имели прямого отношения к К. ж., а были лишь частью ритуального комплекса, связанного с почитанием обожествленной природы. Действия с козлом призваны были способствовать урожайности земли. Много поверий связано с собакой, к-рой приписывалось вещее знание о разного рода несчастьях, и кошке, черная масть к-рой воспринималась как олицетворение нечистой силы. Однако культового комплекса эти поверья и приметы не образуют. Иное дело волк.
   Этот дикий зверь наделялся мн. мифическими функциями, с к-рыми у большинства европ. народов связывались представления о волколаках волках-оборотнях, людяхволках, в к-рых могут превращаться колдуны и чародеи. О прямом почитании волков, наделявшихся сверхъестественными, едва ли не божественными свойствами (по крайней мере очевидна связь волка с иным миром), свидетельствуют пережитки жертвоприношений им: на Рождество для волков специально оставляли на отдаленном перекрестке дорог козу; похищение волком овцы из стада воспринималось как благо для хозяина (ср. «Что у волка в зубах, то Егорий дал»); встреча с волком считалась добрым предзнаменованием.
   У славян, но еще больше у соседних с ними финских и сибирских народов столетиями сохранялся взгляд на медведя как на свящ., наделенного многими мифическими свойствами зверя. К культу этого животного, получившего массу эвфемических названий (он, хозяин, косматый, сам, бурмило и т. д.), относится специальный праздник комоедица, крый приурочен к Благовещению. Медвежьими днями считаются также Воздвижение, Спиридон солнцеворот, Сретение (см. Православные праздники). К этим дням готовились ритуальные блюда из продуктов, к-рые ест медведь (кисель из овса, сушеная репа, горох). Участники комоедицы имитировали поворачивание медведя в берлоге, что, по мысли крестьян, должно было способствовать пробуждению от спячки. Отголосок сакрального отношения к медведю присутствие этого животного в ватагах скоморохов, крые были наследниками волхвов и по мере отмирания языческого ритуала превращались в организаторов зрелищных, игровых форм обрядности. Вождение медведя нередко продолжало преследовать и ритуальные цели: его водили как свящ. животное по дому и хозяйственным постройкам, обходили с поклоном домочадцев, кормили ритуальной пищей (маслом, сыром, медом) в красном углу под иконами. Считалось, что такие действия обеспечивают благополучие и ограждают от воздействия нечистой силы. Медведь был тесно связан с символикой плодородия и любовной магией. Ряжение медведем широко практиковалось в свадебной и святочной обрядности. Медведь был символом жениха. По реву медведя гадали о девственности невесты. С целью привораживания женщины мазались медвежьим салом. Охранительные свойства приписывались как медведю, так и его шкуре, особенно в отношении новобрачных и беременных женщин (сидение на шкуре и меховые одежды в свадебной и рожаничной обрядности). С целью исцеления от бесплодия и др. болезней медведя заставляли переступать через лежащего больного. Целебными свойствами наделялись отвар медвежьего мяса, его жир и шерсть. С охранительными же целями использовали амулеты из клыков и когтей медведя, известные как по археологическим (7 - 13 вв.), так и по этнографическим (18–19 вв.) материалам.
   Говорить о самостоятельном культовом значении птиц не приходится, хотя они играли заметную роль в традиционных поверьях и обрядах. В ряде областей России сохранился запрет на убийство лебедя, как св. птицы. Нек-рыми сакральными свойствами наделялись орел, сокол, голубь, журавль, аист. Вещая птица кукушка стала символом печали. Недобрым вестником, имеющим отношение к злым силам, считали ворону. Из домашних птиц отношение к мифологическим воззрениям имел петух, символизировавший огненную стихию, плодородие и вещее знание. Образ петуха в фольклоре славян и на декоративных украшениях также связан с огненной и солнечной символикой. По поверьям, это чистое свящ. животное, приносящее счастье, опекающее хозяина и предназначавшееся для жертв и ритуальных блюд. Крик петуха знаменует восход солнца, нейтрализует действие злых сил.
   Сакральную связь с солнцем присвоили божьей коровке (украинское название «сонечко»). С гаданием по ней связывались надежды на благополучие, на желанные перемены в погоде.
   Как видим, у славянских народов обряды и верования, связанные с сакрализацией животных, не являются проявлением собственно К. ж., а относятся к культу обожествленной природы со свойственным ему почитанием небесных божеств, светил и плодоносящей земли. К наст. вр. отдельные сохранившиеся по традиции элементы К. ж. полностью утратили свой сакральный смысл.
   В.В. Мильков

Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика,. . 2002.

Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Культ животных" в других словарях:

  • Культ животных —         Культово религиозное почитание животных оставалось чуждым греко рим. региону, хотя мистериальные культы включали в себя вост. элементы (бык Митры). Но вышесказанное не следует путать с териоморфизмом, известным уже в античности, согласно… …   Словарь античности

  • Культ религиозный — Другие типы культов (нерелигиозные) см. на странице Культ. Религиозный культ (лат. cultus почитание, поклонение, от colo возделываю, почитаю) религиозное почитание каких либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых… …   Википедия

  • Культ – перевод — см. Культ Культ – один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых ритуальных обрядах и магических действиях как с целью оказания желаемого воздействия на определенные сверхъестественные силы, так и с целью благодарения их за… …   Словарь по этнографии и мифологии осетин

  • КУЛЬТ — р е л и г и о з н ы й (лат. cultus, от colo – возделываю, почитаю) – религ. почитание каких либо предметов или сверхъестеств. существ, обрядовая сторона религии. В широком смысле в понятие К. включаются все виды действий, связанных с религ. магич …   Философская энциклопедия

  • Культ коня — Культ коня  составная часть некоторых первобытных форм религии, вид зоолатрии, заключается в почитании коня (лошадей), сопряжён с наделением коня (лошадей) сверхъестественными свойствами (вплоть до обожествления), включает в себя комплекс… …   Википедия

  • Культ — обряд. сторона верований и религий; почитание к. л. предметов или сверхъестеств. существ, управляющих процессами и явлениями матер. мира, с целью снискать их расположение (благословение) и получить от них помощь. К. включает все виды действий,… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • ЖИВОТНЫХ КУЛЬТ —         один из древнейших культов в Индии; сохраняется до наших дней в виде почитания свящ. животных, к разряду к рых относятся корова, обезьяна, тигр, змея (см. ЗМЕЙ КУЛЬТ), крокодил, черепаха и др. Нек рые из них исторически являлись тотемами… …   Словарь индуизма

  • Культ —         религиозный (лат. cultus почитание, поклонение, от colo возделываю, почитаю), религиозное почитание каких либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами. В широком смысле исторически… …   Большая советская энциклопедия

  • КУЛЬТ — религиозный (лат. cultus почитание) 1) Система почитания сверхъестеств. сил, состоящая в совершении определенных обрядовых действий (жертвоприношений, молитв, богослужений, таинств и т. п.), к рым приписывается способность влиять на эти силы в… …   Советская историческая энциклопедия

  • ЖИВОТНЫХ КУЛЬТ — см. Анимализм …   Атеистический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Культ животных» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»